Site icon Севелина.ру

«Корабли». Зарождение мореплавания часть первая.

1

 

Человек научился плавать по воде для того, чтобы добывать себе пропитание. Самым первым судном стало, скорее всего, обычное упавшее дерево, которое столкнули в воду. Направляли это плавательное средство длинным шестом.
 Однако ствол крутился, то и дело наровя сбросить своего седока. А потом оказалось, что два связанных вместе ствола уже не вращались. Так и было изобретено первое плавательное средство — плот.
  Бревно, как вид транспорта, обладало несколькими серьёзными недостатками. Человек плывущий на бревне частично находился в воде, а плавать весной, когда по реке плывут льдины, было опасно. Плохая остойчивость — спобособность суда противостоять внешним силам: от любой высокой волны или от неловкого движения путешественник летел в воду. 
  Для преодолевания больших расстояний на воде и перевозки грузов брёвна не годились. Необходим был грузоподъёмный и управляемый водный транспорт. И так стали появляться различные плоты, судёнышки и суда.

 В Амазонии люди строили деревни на больших плотах, так как в половодье затапливоло огромные площади, а вода в реке поднималась на несколько метров.
 
Люди осознали ещё одну выгоду от соседста с водой: по ней было легко путешествовать. Плавание по воде оказалось в древности самым простым и дешёвым средством для путешествий.

 

 

 

 Разновидностью плота стала папирусная лодка, придуманная жителями долин рек Нил, Тигр и Евфрат. Тростник, даром что трава, имеет толстые, полые внутри стебли, длиной до полутора метров. Соединяя стебли тростника в пучки — вязанки, а затем формируя из них плавучую платформу, создали грузоподъёмное и надёжное судно для плавания по спокойным водам 

 

 Судостроители размышляли примерно так: зачем возить лишнюю древисину, которая находится под водой, не создавая плавучести? Надо попробовать удалить лишнее дерево. Полученная конструкция получила название — чёлноднодревка. Однодревка отлично плавала благодаря своей лёгкости, но при этом была очень неустойчива.

 

 

 

 Соединя однодревку и плот, получилось чудесное судёнышко — проа, или по-научному балансирный катамаран. 

 Самым первым движетелем был — шест. Оказалось, что от воды можно отталкиваться тем же шестом. Для дополнительного увеличения силы к концу шеста приделалась дощечка — лопасть. Получилось весло — самый первый судовой двидетель. Вёсла бываю однолопастные и двухлопастные. С древнейших времён конструкция весла не претерпела значительных изменений.
 

 

 

 

 

Параллельно с использованием вёсел, научились использовать энергию ветра с помощью паруса. Парус представляет собой полотнище, поднимаемое на вертикальном столбе — мачте. Ветер, наполняя парус, приводит в движение судно.

Плоты, построенные из легчайшего южного дерева бальзы, чья древисина напоминает современный пенопласт, буквально "летели" по воде, могли противостоять и речным, и океанским волнам и перевозили большие грузы. 

Тяжелогруженные баржи тянули за собой на буксире люди, идущие по берегу. На российских реках артельные люди, занимавшиеся буксировкой барж, назывались бурлаками. 

В древней Ассирии существовал "морской спецназ" для захвата неприятельский кораблей. Боевые пловцы, передвигаюсь ночью по воде с помощью надутых кожаных бурдюков, перерезали якорные канаты, а течение выносило их на камни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Exit mobile version